Основы визуальной алгоритмизации

Визуальные алгоритмы


При проектировании визуальных алгоритмов используют специальные графические элементы, называемые  графически блоками, которые представлены на рис. 2.

 

Результатом алгоритмизации решения задачи   является  блок-схема алгоритма, состоящая из некоторой последовательности таких  графических блоков. 



             Рис.2. Основные блоки  визуальных алгоритмов

Общими правилами при проектировании визуальных алгоритмов являются следующие:

·        В начале алгоритма должны быть блоки ввода значений входных данных.

·        После ввода значений входных данных могут следовать блоки обработки и блоки условия.

·        В конце алгоритма должны располагаться блоки вывода значений выходных данных.

·        В алгоритме должен быть только один  блок начала и один блок окончания.

·        Связи между блоками указываются направленными или ненаправленными  линиями.

Этап проектирования алгоритма следует за этапом формального решения задачи, на котором определены  входные и выходные данные, а также  зависимости между ними.

При построении алгоритмов  для сложной задачи используют системный подход с использованием декомпозиции (нисходящее проектирование сверху-вниз). Как и при разработке любой сложной системы, при построении алгоритма используют дедуктивный и индуктивный методы. При дедуктивном методе рассматривается частный случай общеизвестных алгоритмов. Индуктивный метод применяют в случае, когда не существует общих алгоритмических решений.

Одним из системных методов разработки алгоритмов является метод структурной алгоритмизации. Этот метод основан на визуальном представлении алгоритма в виде   последовательности управляющих структурных фрагментов. Выделяют три базовые управляющие процессом обработки информации структуры: композицию,

альтернативу и итерацию.С помощью этих структур можно описать любые процессы обработки информации.


Композиция (следование) - это линейная управляющая конструкция, не содержащая альтернативу и итерацию. Она предназначена  для описания единственного процесса обработки информации.

Альтернатива - это нелинейная управляющая конструкция, не содержащая итерацию. Она предназначена для описания различных процессов обработки информации, выбор которых зависит от значений входных данных.

Итерация - это циклическая управляющая структура, которая содержит композицию и ветвление. Она предназначена для организации повторяющихся процессов обработки последовательности  значений данных.

В соответствии с наличием в алгоритмах управляющих  структур композиции, альтернативы и итерации алгоритмы классифицируют на: линейные, разветвленные и циклические алгоритмы.

Линейные алгоритмы не содержат блока условия. Они предназначены для представления линейных процессов. Такие алгоритмы применяют для описания обобщенного решения задачи  в виде последовательности модулей. Пример линейного алгоритма приведен на рисунке  3.

              

 Рис. 3. Пример линейного визуального алгоритма

 

 


Содержание раздела